Время работы музея История и коллекция музея Семейная изостудия Программа для детей и юношества Музейный лекторий Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Выставка Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Картина месяца

К 150-летию Леси Украинки
25 февраля исполняется 150 лет со

Архив новостей

Март 2021 (6)
Февраль 2021 (15)
Январь 2021 (27)
Декабрь 2020 (26)
Ноябрь 2020 (25)
Октябрь 2020 (37)

"Ночь на Днепре" Архипа Куинджи

27 января 1841 г. (по другим сведениям — 1842 или 1843) родился известный русский художник-пейзажист Архип Иванович Куинджи.

Архип Иванович Куинджи (1841-1910) – художник-живописец, пейзажист, академик, руководитель класса пейзажной и перспективной живописи Академии Художеств, Член Товарищества передвижных художественных выставок, представитель романтического направления русской живописи второй половины XIX века. Среди его учеников — Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский, А.А. Рылов, Г.П. Светлицкий.

В 1880 году впервые в России была проведена необычная художественная выставка не только одного живописца, но и одной картины. Это была «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи (1841-1910), показанная в помещении Общества поощрения художеств на Большой Морской (г. Санкт-Петербург). Шедевр «Ночь на Днепре» (1882) в собрании Симферопольского художественного музея является авторским вариантом оригинала 1880 года, хранящегося в Государственном Русском музее.
А.И. Куинджи открыл для русского пейзажа силу и очарование света. Простой и лаконичный сюжет его новой картины был в высшей степени поэтичным. Никогда еще в его произведениях эффект освещения не был так убедителен. Пространство картины и отельные элементы композиции - ночное небо, река, берег - подчинены единому спокойному ритму.

Картина «Лунная ночь на Днепре» была представлена в комнате, задрапированной черной тканью, в абсолютной темноте, и освещена направленным лучом электрического света. Сущность первого впечатления от картины прекрасно отражена художником И.Н. Крамским в его письме к А.С. Суворину: «… «Ночь на Днепре» вся наполнена действительным светом и воздухом,… река действительно совершает величественное свое течение, и небо – настоящее бездонное и глубокое».
По воспоминаниям И.Е. Репина, выставка в зале Общества поощрения художеств имела небывалый успех: «И вот очередная группа, отделенная самим художником от напирающей сзади людской массы, проникла наконец в таинственный сезам искусства. … Шторы на окнах спущены, зал затемнен. Электрическая лампа бросает сбоку яркий пучок света, - куда? Да, конечно же, в эту чарующую, напоенную еще знойными ароматами южную летнюю ночь, завороженно млеющую под высокой полной луной, которая так торжественно проплывает в бездонной глубине ею же освещенного неба» [Варшавский С.П. А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре].
Исследователь творчества А.И. Куинджи, С.П. Варшавский пишет: «Шторы на окнах, затемненный зал, боковое электрическое освещение отнюдь не предназначались только для усиления художественного впечатления — все эти искусственные условия демонстрации картины вызывались тем, что высившаяся на противоположной стороне улицы красная кирпичная стена большого доходного дома бросала на холст неприятный рефлекс, искажавший свечение красок».
Ученик А.И. Куинджи, А.А. Рылов, сопоставляя эту картину с «Березовой рощей», отмечал: «… в «Ночи на Днепре», - прежде всего поэзия украинской ночи, простор, тишина и этот таинственный зеленоватый лунный свет, а рельеф и иллюзия света — только сильные средства выражения» [Варшавский С.П. А.И. Куинджи. Лунная ночь на Днепре].

"Ночь на Днепре" Архипа Куинджи