Министерство культуры Адрес Время Работы Контакты Реконструкция лекций А.В. Губарева Схема проезда Программа для детей и юношества Музейный лекторий Госуслуги дом Музейный лекторий Пушкинская карта СХМ Министерство культуры Культура. Гранты России Национальный Проект Культура

Архив новостей

Апрель 2024 (30)
Март 2024 (29)
Февраль 2024 (33)
Январь 2024 (40)
Декабрь 2023 (22)
Ноябрь 2023 (34)

К 460-летию Уильяма Шекспира: графика Андрея Гончарова (1903–1979)

В апреле празднуется 460 лет со дня рождения известного английского драматурга Уильяма Шекспира (согласно преданию, 23 апреля 1564 – 23 апреля 1616). В коллекции музея хранится авторский оттиск иллюстрации к комедии «Укрощение строптивой» 1952 г. мастера книжной графики Андрея Дмитриевича Гончарова (1903–1979).

Андрей Дмитриевич Гончаров (1903–1979) – советский мастер ксилографии, художник книги, заслуженный деятель искусств РСФСР, ученик И.И. Машкова, А.В. Шевченко, В.А. Фаворского.
Еще студентом, в 1924 г., Гончаров становится ассистентом профессора Фаворского по курсу графических дисциплин. Многие годы художник занимался преподавательской деятельностью - во Вхутеине (1927–30), в Московском полиграфическом институте (1930–34, 1948–79), издал две монографии «Об искусстве графики» (М., 1960) и «Художник и книга» (М., 1964).
Гончаров известен как живописец-станковист (главным образом портретист), монументалист (участвовал в оформлении станций Московского метрополитена, павильонов ВДНХ и советских павильонов на международных выставках), художник театра. Но главным направлением в творчестве художника остается книжная графика.

Для произведений Гончарова характерны единство элементов оформления книги, убедительность и эмоциональность, глубокое соответствие зрительного образа идейно-образному строю литературного произведения.
Художник обращается к образам современной литературы («Дикие люди» Вс.В. Иванова, 1934), ищет драматические коллизии в историческом прошлом («Салават Юлаев» С.П. Злобина, 1928; «Две жизни Госсека» М. О. Гершензона, 1933). Он создает иллюстрации к произведениям античного эпоса и драмы (Гомер, Софокл, 1935), гравюры к английскому роману XVIII в. «Приключения Перигрина Пикля» Т. Смоллета (1934); изящные иллюстрации к комедиям Лопе де Веги (1954) и пьесам Уильяма Шекспира (1952).

Иллюстрация к «Укрощению строптивой» Шекспира была создана в технике ксилографии. Несмотря на миниатюрные размеры (11х6,4 см), композиция отличается сложностью и проработанностью деталей. Художник обращает внимание читателей на события первой сцены IV акта пьесы. Петруччо нарочито грозно ругает слуг и опрокидывает посуду с поданным ужином:


К 460-летию Уильяма Шекспира: графика Андрея Гончарова (1903–1979) Петруччо
Он подгорел. Все начисто сгорело.
Ну что за псы! А где мошенник-повар?
Как смели вы из кухни принести
И мне подать к столу такую мерзость?
Долой ножи, тарелки, - все убрать!

(Сбрасывает блюда с мясом и посуду на пол.)

Лентяи! Бестолковые рабы!
Еще ворчите? Я вам покажу!

Катарина
Супруг мой, я прошу вас, не волнуйтесь.
Вам показалось, мясо не плохое.

Дальнейшее развитие событий показывает, что Катарина смягчает свой нрав и становится более уступчивой.